Птицы в совершенстве овладели разными способами перемещения в пространстве.
Многие пернатые отменно плавают и ныряют. Есть среди них и те, кто очень
резво бегает по земле, и те, кто с ловкостью акробатов лазают среди
зыбкого частокола тростников, в густых древесных кронах, в дебрях кустарников.
Однако главное достижение птиц — это умение летать. Полет стал тем стержнем,
вокруг которого группировались многообразные приспособления пернатых
к изменчивой среде обитания. Почти все черты внешнего облика и внутреннего
строения птиц формировались в процессе эволюции под влиянием приспособления
к полету. Их тело приобрело обтекаемую форму, а туловищный отдел позвоночника
утратил гибкость и сросся с костями таза, обеспечивая прочную основу
для крепления крыльев. На грудине у птиц развился особый гребень, к
которому прикрепляется мощная летательная мускулатура. На долю этой
мускулатуры приходится от 15 до 25% общей массы птицы. Крупные кости
конечностей у пернатых стали трубчатыми. Еще одно важное приспособление
— это уникальная система воздушных мешков, благодаря которой во время
даже самого быстрого полета у птиц не возникает одышки. Однако для взлета
птице всегда требуется некоторое усилие, обеспечивающее набор скорости,
необходимой при нормальном полете. Приемы используются самые разные:
мелкие птицы, например, подпрыгивают, а крупные разбегаются по земле
или воде. Если у сидящей птицы есть запас высоты, она просто как бы
падает с опоры и мгновение спустя открывает крылья. Кайра, например,
не может взлететь с ровной и твердой поверхности. Чтобы подняться в
воздух, она должна, словно гидросамолет, разогнаться по воде или же
броситься со скалы. Способы торможения у птиц тоже разные. Одни тормозят
при помощи крыльев или развернутого хвоста, а другие, например тупики
и те же быстро летающие и почти бесхвостые кайры, приноровились тормозить,
расставляя свои перепончатые лапы. Освоив воздушное пространство, птицы
расстались с необходимостью принудительно приспосабливаться ко всем
без исключения превратностям климата в той или иной местности. Крылья
способны перенести пернатых из районов, куда пришли непогода и бескормица,
в места с более благоприятным климатом и обильной пищей. В процессе
эволюции разделение птиц на оседлых и перелетных произошло столь же
естественным образом, как и во всех других группах животных, наделенных
способностью с легкостью преодолевать расстояния. Одни пернатые предпочли
бороться с трудностями на одном постоянном месте и не подвергать себя
случайным испытаниям в ходе странствий. Другие сделали иной выбор: на
время невзгод они перебираются в дальние края, но, как только жизнь
на прежнем месте налаживается, они возвращаются. Таким образом, регулярные
сезонные миграции птиц северного полушария стали ответом на чередование
продолжительных благоприятных и столь же продолжительных неблагоприятных
периодов или, проще говоря, зимы и лета. Перелеты приходится осуществлять
при чрезвычайно разнообразных внешних условиях. Казарки, кулики, чайки
и крачки, например, мигрируют вдоль привычных для них морских побережий,
а вот таежные пеночки на пути к зимовкам совершают отчаянные броски
через огромные пустыни и горы Средней Азии, проводя недели в непривычной
обстановке. Птицы летят ночью и днем, в ясную погоду и в ненастье, пробиваются
сквозь туманы, дожди и снегопады — не лететь, пока есть силы, они просто
не могут.
Малый лебедь
Белые гуси
Сапсан
Черный стриж
Зяблик
Для большинства пернатых машущий полет представляет собой
самую тяжелую работу, которую они способны выполнять. Затраты энергии
на полет превышают минимальный уровень расхода энергии в состоянии
сна в 12 раз, и только у ласточек и стрижей, наилучшим образом приспособленных
к полету, в 3-4 раза.
Для преодоления одинаковой дистанции крысе понадобится в 15 раз
больше энергии, чем голубю. В пересчете на единицу расстояния крупные
птицы затрачивают на перенос единицы массы собственного тела даже
меньше энергии, чем легкий винтовой самолет или реактивный истребитель.
В сутки стриж проводит в полете 17 часов, городская ласточка
- 15, деревенская ласточка - 10, канюк - 4, скопа - 2,5, а кулики,
утки, куропатки и большинство мелких певчих птиц, не использующих
полет при добывании корма, находятся в воздухе в общей сложности не
более одного часа в сутки.
Чтобы держаться в воздухе и продвигаться вперед, пеликану достаточно
взмахивать крыльями 1,3 раза в секунду, голубю приходится производить
8 взмахов, а дрозду -14. Но самый выдающийся результат у южноамериканского
колибри, успевающего за секунду взмахнуть крыльями 50-70 раз.
По крейсерской скорости, доступной для длительного полета,
самая быстрая птица России -черный стриж, пролетающий за час 100-110
км. За это же время кулики и гуси пролетают 70-90, деревенская ласточка
- 60, скворец - 70, журавли и чайки - 50, воробьи, зяблики, овсянки
- 40, а синицы - всего 35 км.
Мигрирующие белые гуси пролетают 2700 км за 60 часов, камнешарки
- 820 км за 25 часов. При максимальном напряжении сил за сутки скворец
способен пролететь 1200 км, зяблик - 1140 км за двое суток. Средняя
скорость перелета много меньше. Обычно из Прибалтики в Испанию зяблики
путешествуют около месяца при средней скорости 50 км в сутки.
Пикирующий сокол-сапсан несется к жертве с максимальной для
птиц скоростью - 300 км/ч, а чтобы спастись от «преследующего» его
самолета, он использует скорость примерно 260 км/ч.
Энергию для перелетов птицам обеспечивает подкожный жир. Одного
грамма этого жира зяблику хватает для беспосадочного перелета на расстояние
100 км, а накопить этот грамм при изобилии корма зяблик способен за
день. В период миграций у птиц прорезается «волчий» аппетит. Такого
аппетита у них никогда не бывает в другое время. Пернатые приобретают
способность быстро жиреть, накапливая ресурсы, необходимые для перелета.